Всё о сабвуферах. Рекомендации начинающим.

 

Эта статья посвящена одному немаловажному компоненту домашнего кинотеатра (далее ДК), без которого полное погружение в действие фильма было бы невозможно. Речь пойдёт о сабвуферах – «непонятных ящиках, которые грохочут так, что весь дом ходуном ходит» (слова некоторых жён) J.

 

Итак, что же такое сабвуфер? Сабвуфер – это акустическая система, воспроизводящая самые низкие частоты. Низкими называются частоты, лежащие в диапазоне от 20 до 300 Гц. Сразу оговорюсь, что в типичной городской комнате (до 30 кв.м.) практически невозможно получить 20 Гц, т.к. объём помещения достаточно мал. Возможно, вслед за этим последует вопрос: а зачем нужен тогда сабвуфер, раз 20 Гц в помещении не получишь? Так вот, сабвуфер необходим для  качественного воспроизведения низких частот в условиях комнаты. Естественно, при соответствующей настройке. Правильно настроенный сабвуфер будет «растворяться» в системе, обогащая её звук низкими частотами.

Какие бывают сабвуферы. Они бывают пассивные и активные. Пассивный конструкцией практически не отличается от обыкновенных АС с той лишь разницей, что вместо комплекта динамиков в нём всего один, реже два и более НЧ-динамика. Пассивные сабвуферы дешевле, но гораздо сложнее в настройке. Поэтому наибольшее применение нашли именно активные сабвуферы. Они, как и активные АС, содержат внутри корпуса встроенный усилитель. Сабвуферы имеют регулировки уровня и переключатель (в более простых и дешёвых моделях) или регулятор сдвига фазы, низкоамплитудные входы (разъёмы RCA) и высокоамплитудные входы, а иногда и выходы. Так же встречаются и регулятор частоты среза. Регулировка уровня – это,  грубо говоря, громкость сабвуфера. Она необходима для настройки сабвуфера, чтобы он играл не тише и не громче всех остальных АС. Переключатель фазы требуется для согласования с остальными АС, т.к. активный сабвуфер может находиться практически где угодно (исключая углы комнаты). Конечно, предпочтительнее не переключатель, а регулятор, т.к. он позволяет более точно подстроить саб, плавно регулируя изменение фазы. Низкоамплитудные входы предназначены для подключения к ресиверу (таких сейчас большинство), имеющим специальный выход на сабвуфер (SUB OUT). Регулятор частоты среза необходим для согласования с фронтальными АС. Он может быть с фиксированными значениями (многопозиционный переключатель) или с плавным изменением частоты среза. Последний предпочтительнее, т.к. позволяет более гибко настроить сабвуфер практически под любую акустику. При установке значения частоты среза сигнал с частотами выше этой частоты воспроизводится АС, а ниже – сабвуфером. Такая регулировка иногда бывает и в ресиверах, но пригодится она для владельцев тех сабвуферов, в которых нет этой регулировки. Высокоамплитудные входы сабвуфера нужны для подключения его к ресиверу с помощью входов на фронтальную стереопару. Небольшое примечание. Как известно, для качественного воспроизведения низких частот требуется много энергии. При использовании пассивного сабвуфера, Ваш ресивер/усилитель будет отдавать большинство мощности именно сабвуферу, а остальным АС  останутся остатки. В случае же применения активного саба, ресиверу/усилителю будет легче работать, т.к. он будет выдавать мощность только на акустику, в то время, как саб будет питаться от встроенного усилителя. 

 О типах акустического оформления сабвуферов. Акустическое оформление сабвуферов обычно бывает двух типов: закрытого и фазоинверторного. Бывают и исключения. Например, сабвуфер с пассивным радиатором или сабвуфер с акустическим лабиринтом.

Акустическое оформление закрытого типа – это просто закрытый ящик с динамиком и встроенным усилителем. Такие сабвуферы меньше бухают, у них более ровная частотная характеристика, но у них рано начинается спад громкости звука по низким частотам. Сабвуферы с таким типом оформления более всего подходят для использования их в музыкальных системах. Они менее критичны к местоположению, чем фазоинверторные модели.

Однако большинство сабвуферов имеют акустическое оформление типа фазоинвертор. Это позволяет сабвуферу воспроизводить более широкий диапазон частот, нежели в закрытом корпусе.

Размещение фазоинвертора и динамика. Встречаются несколько вариантов: динамик и фазоинвертор на лицевой панели; динамик на лицевой панели, фазоинвертор направлен в пол; динамик в пол, фазоинвертор на лицевой панели и проч. Бывают модели с двумя и более динамиками. Естественно, каждый из вариантов имеет свои плюсы и  минусы, а также особенности установки. Рассмотрим поподробнее.

Динамик и фазоинвертор на лицевой панели. Такие сабвуферы рекомендуются любителям мощного, взрывного баса, которые иногда могут немного пожертвовать точностью и ровностью частотной характеристики. Этот сабвуфер можно ставить почти вплотную к задней стене, главное, не ставить его в ниши, иначе будет очень сильный гул на низких частотах. Ещё один нюанс: при достаточно большой громкости возможен слышен шум выходящего из фазоинвертора воздуха

Динамик и фазоинвертор в пол. Некоторая противоположность предыдущему типу, более приближенная к сабвуферу с закрытым корпусом. Отличается более ровной частотной характеристикой, но не даёт такого «ударного» баса, как предыдущий вариант. Из всех типов фазоинверторных сабвуферов рекомендуется для музыки именно этот вариант. Однако такой сабвуфер нельзя устанавливать близко к стенам, т.к. в этом случае будет неприятное гудение на низких частотах.

Динамик на лицевой панели, фазоинвертор в пол, также как и в случае, когда динамик в пол, а фазоинвертор на лицевой панели – промежуточный вариант фазоинверторных сабвуферов между теми, которые были рассмотрены выше. Они сочетают достоинства первого (мощный бас) и второго (более ровная частотная характеристика), но, к сожалению, не все так хороши, как предыдущие два типа. Наряду с достоинствами, унаследованы и недостатки: не рекомендуется ставить близко к стенам, у варианта с фазоинвертором на передней панели на большой громкости тоже может быть слышен шум воздуха из фазоинвертора.

Другие типы сабвуферов. Помимо вышеуказанных типов сабвуферов,  бывают сабвуферы с пассивным радиатором и с акустическим лабиринтом. Пассивный радиатор – это динамик без магнита, т.е. просто закреплённый диффузор. Такая схема применяется для снижения негативного эффекта шума воздуха из фазоинвертора, правда, такие сабвуферы очень редко встречаются и достаточно дорогие. Другая же схема (с акустическим лабиринтом) – это не что иное, как удлинённый фазоинвертор, свёрнутый внутри корпуса сабвуфера для увеличения длины тоннеля фазоинвертора, что позволяет снизить нижнюю граничную частоту (т.е. ту частоту, ниже которой сабвуфер уже не воспроизводит звук). Стоит отметить, что производство акустического оформления достаточно дорого, следовательно, цена сабвуфера тоже не низкая.

Выбор сабвуфера. При выборе сабвуфера необходимо отталкиваться от нескольких факторов: бюджет, площадь комнаты, предполагаемое месторасположение сабвуфера, звуковые вкусы, диапазон частот, максимальное звуковое давление, а также фирма-производитель остальных ваших АС. Неплохие сабвуферы начинаются от 400$. За эти деньги Вы получите, скорее всего, хороший верхний и средний бас, но не ждите, что такой сабвуфер озвучит Вам зал в 50 кв.м. Его уделом будет комната 8-20 кв.м. без претензий на глубокий бас. Сабвуферы за 500-1000$ способны работать в помещениях до 30-35 кв.м. Здесь Вы получите всё, учитывая, естественно, площадь помещения. Сабвуферы свыше 1000$ - удел больших площадей и достаточно привередливых людей. Что касается мощности, то необходимо учитывать, что чем она больше, тем лучше, однако не стоит впихивать в 10-ти метровку киловаттный саб. Необходимо также учитывать месторасположение сабвуфера в комнате. Есть общая рекомендация: желательно ставить саб вдоль длинной стены подальше от углов. Однако, на практике далеко не всегда так. В таком случае придерживайтесь тех рекомендаций, которые даны к каждому типу сабвуферов. По поводу звуковых вкусов можно высказать следующее: если Вам нужен размах, масштабность – берите американцев, если же необходима правильность звука, то европейцев, в первую очередь, англичан. Обычно сабвуферы любой фирмы согласованы с акустикой той же фирмы, поэтому рекомендуется приобретать сабвуфер той же фирмы, что и остальные АС. Исключение составляют несколько фирм, среди которых REL и VELODYNE, которые занимаются производством исключительно сабвуферов, и, надо сказать, у них получаются очень хорошие универсальные сабы, подходящие практически к любой акустике. Диапазон частот можно считать неплохим, если нижняя граница – хотя бы 40 Гц. Для недорогого 300-долларового сабвуфера это хорошо. Чем ниже нижняя граничная частота, тем больше баса Вы получите. За верхней границей не стоит гнаться, т.к. всё равно диапазон частот 350-1000 Гц будут воспроизводить Ваши АС. Даже лучше, если у сабвуфера полоса частот будет более узкой, тем легче ему и качественнее он будет воспроизводить эти самые низкие частоты. Максимальное звуковое давление от 100 дБ. можно считать нормальным для сабвуфера за 300$. Опять же, чем больше эта цифра, тем громче будет сабвуфер. Ещё один момент, который рекомендуется учитывать при выборе сабвуфера, это количество регулировок и способ их выполнения. Рекомендуется обратить внимание на то, чтобы присутствовали плавные регулировки уровня (LEVEL), частоты среза (CUT OFF или FREQUENCY) и фазы (PHASE). У недорогих сабвуферов последний регулятор в виде двухпозиционного переключателя не возбраняется. В сабвуферах средней и высшей ценовых категорий встречается также переключатель MUSIC/CINEMA (музыка/кино), который позволяет немного корректировать частотную характеристику под тип программы. Если он есть – хорошо, нет – не страшно.

Подключение: Сабвуфер подключается либо по высокоамплитудным, либо по низкоамплитудным входам. При подключении по высокоамплитудным входам необходимо подключать к усилителю/ресиверу на разъёмы для второй пары акустики (если аппарат позволяет). Если же есть высокоамплитудные выходы, то возможно следующее подключение: от выходов на фронтальную пару ресивера сигнал идёт на сабвуфер, где НЧ сигнал отсеивается и воспроизводится с помощью сабвуфера, а СЧ/ВЧ сигнал идёт на фронтальную акустику. Такое подключение используется редко и в тех случаях, когда подключение по низкоамплитудным входам либо невозможно, либо даёт неудовлетворительный результат, а так же в случае, если сабвуфер пассивный. При подключении по низкоамплитудным входам используются пара разъёмов RCA с пометкой SUB OUT или SUB PRE-OUT (что одно и тоже). Если имеется только один выход с ресивера, то подключение происходит только в разъём левого входа (RCA  с пометкой L (MONO)). Низкоамплитудные выходы нужны для подключения второго сабвуфера. Это применяется в очень больших помещениях.

Выводы:  Итак, какой же требуется сабвуфер? Во-первых, доступный Вам. Во-вторых, желательно той

же фирмы, что и остальная Ваша акустика. Также необходимо учитывать площадь комнаты, предполагаемое месторасположение сабвуфера и Ваш  вкус. Запомните: к чужим мнениям можно лишь прислушиваться, потому что в итоге слушать и пользоваться Вам. Удачной Вам покупки!

 

Дополнение от 01.2010

В связи с бумом на домашние кинотеатры, многие сабвуферы обзавелись отдельным входом под маркировкой LFE. Подразумевается, что на этот вход будет подаваться сигнал, уже отфильтрованный ресивером.

Удачи!
С Уважением, Евгений (aka Eu-Jinn)
ICQ #161381058

 

В начало

Hosted by uCoz