Выбор
и подключение автомобильного усилителя.
Одним
из последующих шагов по модернизации Car Audio системы является приобретение и установка
усилителя.
1.
Какой выбрать усилитель?
Автомобильный
усилитель выбирается примерно по тем же критериям, что и домашний: мощность и
поддерживаемая нагрузка. Естественно, что и здесь без маркетинга никуда:
мощности опять же можно не доверять полноценно. Показателем мощности усилителя
является номинал предохранителя, чем он выше (и больше их количество), тем
усилитель мощнее
Усилители бывают следующих
основных типов:
2-х
канальные
4-х
канальные
5-ти
канальные
моноблоки
Естественно,
что каждый из них имеет собственное назначение
2-х канальники рассчитаны прежде всего для подключения
пары колонок или (несколько реже) сабвуфера. Как правило, многие модели могут
поддерживать низкоомную нагрузку (от 2-х Ом), некоторые могут работать в мост
(что хорошо для сабвуфера). Есть варианты, имеющие расширенные регулировки для
использования с сабвуфером: плавное усиление баса, фильтр инфранизких частот
4-х канальники по сути – 2 2-х канальникка в одном
корпусе, имеющие зачастую один блок питания (что сказывается на их мощности),
функции все присущи 2-х канальникам + иногда специфические: например, работа в tri-mode режиме,
возможность использования второй пары линейного входа с выхода первой.
5-ти канальники – те же 4-х канальники, но с отдельным
каналом на сабвуфер
Моноблоки – отдельные басовые усилители большой
мощности (от 100 Вт номинал) и с поддержкой нагрузки от 1 Ом (некоторые модели)
Как правило, при
выборе усилителя, отлично работает схема «больше-лучше»: в идеале на каждый
динамик должен быть свой усилитель, ну или хотя бы на пару динамиков (например,
мидбасов). Такой вариант называется Bi-Amping или поканальное усиление.
2. Какие
разъёмы имеет усилитель?
Разъёмы бывают следующих
групп:
Разъёмы
питания (+12 V, Remote, Ground)
Разъёмы
для АС (винтовые или
разъёмы собственной конструкции разработчика)
Линейные
или низкоамплитудные
(входы и иногда выходы)
Высокоамплитудные (иногда)
Разъём
для управления уровнем сабвуфера
(как правило, на моноблоках)
Разъёмы питания служат для получения усилителем
электроэнергии. +12, думаю, понятно, для чего. Любое устройство постоянного
тока рассчитано на подключение к клеммам «+» и «-». «-» в случае с автомобилем
– это его кузов, поэтому этот кабель подключается на любую неокрашенную
поверхность кузова, однако во избежание наводок и потерь, длина такого кабеля
должна быть не более 1 м. Разъём дистанционного включения требуется для
включения/отключения усилителя. Если его бы не было, то усилитель постоянно был
бы включён и тратил бы драгоценную энергию аккумулятора. А если усилитель не
один?
Разъёмы для АС, думаю, понятно для чего.
Линейные или низкоамплитудные требуются для подключения внешнего
усилителя, процессора, эквалайзера и проч. Выполняются они в основном на
стандартных разъёмах RCA
(они же «тюльпан»). Выходы
требуются для тех случаев, когда планируется подключить несколько усилителей, а
на головном устройстве попросту не хватает выходов. Тогда усилители
подсоединяются последовательно
Высокоамплитудные входы присущи некоторым усилителям
начальной ценовой категории. Выполняются на различных типах разъёмов, в
комплекте с усилителем идут переходники с такого разъёма на оголённые концы.
Требуются для подключения к магнитоле, которая начисто лишена линейных выходов
(многие штатные магнитолы, а также магнитолы самого низкого класса). Понятное
дело, что разговор о качестве здесь неприемлем.
Разъём для управления уровнем
сабвуфера требуется для
оперативной подстройки уровня баса.
3. Как
подключать автомобильный усилитель?
Для
начала необходимо определить место для усилителя. В автомобилях с кузовом седан
это задняя полка, спинка сидения, ниши в крыльях. В универсалах и хэтчбеках
спинка сидения, ниши в крыльях. Иногда ставят усилители под сидения и под
торпедо. В любом случае необходимо учесть удобство подключения, настройки и
особенно вентиляции.
Место
определено. Теперь к нему протягивается проводка: силовой кабель и кабель
дистанционного включения, межблочные и акустические кабели.
Порядок
подключения усилителя:
4. Какие
регулировки бывают у автомобильных усилителей?
Обычно встречаются
следующие регулировки:
Уровень
(Level) (чувствительность)
Low Frequency (фильтр низких частот)
High Frequency (фильтр высоких частот)
Bass Boost (усиление басового диапазона, в более мощных усилителях
регулируется плавно и может называться Bass EQ)
Переключатель
типа фильтра Low frequency/High
frequency/Full (отсечка высоких/низких частот или
широкополосный сигнал)
Subsonic (фильтр инфранизких частот)
У
4-х канальников также встречается переключатель 4|3|2ch, подразумевающий работу на 4/3/2 канала
соответственно
Теперь
по порядку.
Level требуется для
корректировки уровня сигнала с магнитолы. Фактически это баланс громкости.
Low Frequency –
фильтр низких частот. Требуется для корректировки верхней частоты
воспроизведения сабвуфера: всё, что ниже значения этого фильтра, воспроизводит
сабвуфер
High Frequency – фильтр
высоких частот. Требуется для корректировки нижней частоты воспроизведения акустики: всё, что
выше значения этого фильтра, воспроизводит акустическая система.
Bass Boost –
усиление низких частот. Используется прежде всего для сабвуфера. В простых
моделях используется переключатель с фиксированным значением усиления
(например, +18 дБ.), в более сложных – плавный регулятор.
Subsonic –
фильтр инфранизких частот. Требуется для корректировки нижней частоты
воспроизведения во избежания механического повреждения сабвуфера.
5. Что такое
«мостовое включение» и зачем это надо?
Мостовое
включение позволяет значительно увеличить мощность усилителя. Не буду вдаваться
в подробности, просто сообщу, что такое подключение требуется прежде всего для
сабвуфера. Есть некоторые нюансы: например, большинство усилителей в мост
работает только на 4-х омную нагрузку, в то время, как в стереорежиме тот же
усилитель может работать на нагрузку в 2 Ом, не все усилители могут работать в
мостовом режиме.
Удачи!
С Уважением, Евгений (aka Eu-Jinn)
ICQ #161381058